велиб с пашей

Именно езда на велосипеде – это то, с помощью чего вы изучите контуры страны лучше, когда вы поднимаетесь на склоны холмов и спускаетесь с них. Вы помните, какие они на самом деле, в то время как на автомобиле вас впечатляет только высота холма, и у вас остаются не такие точные воспоминания о стране, какие вы получаете, объехав ее на велосипеде.
Э. Хемингуэй

У студентов заканчивается сессия и начинаются веcелые студенческие каникулы. А значит, многие из них, а также их преподавателей уже пакуют рюкзаки и чемоданы в дальние и не очень страны. Сегодня несколько советов от бывалого велосипедиста Павла Ковалева — как взять напрокат велосипед в Париже. Возможно, эти не секретные материалы пригодятся и в других странах.

По Парижу можно передвигаться пешком, но быстрее будет на велосипеде. В столице Франции работает сеть пунктов велопроката под названием Velib. Что это такое и как этим пользоваться?

Нужно выбрать велостоянку вблизи того места, где вы остановились. На стоянках имеется несколько стоек с байками и терминал. Подходим к терминалу с сенсорным экраном. Основной язык — французский. Но если выбрать более родной)), например английский, то, следуя пунктам меню, можно разобраться и взять-таки велосипед в прокат. Но есть некоторые хитрости, о которых и расскажу.

С чего начать

Сначала нужно купить карточку-абонемент в терминале, он бывает дневной (на один день), недельный и т.д. Самый интересный, пожалуй, дневной. Стоит такой абонемент 1 евро 70 центов, оплата производится с вашей пластиковой карты. Одновременно при покупке абонемента на карте блокируется сумма 150 евро — залог за велосипед. Эта сумма разблокируется недели через полторы-две, в зависимости от банка. Т.е. надо быть готовым к этому. Из этой суммы и делаются все списания. Т.е. при благополучном раскладе вам вернётся 148,3 евро. Итак, следуя инструкциям, приобретаем карту, которую носим с собой. На карте имеется номер, его вводим, когда берем велосипед. Но прежде чем брать байк, надо тщательно его выбрать, т.е. проверить, хорошо ли накачаны колеса, не отваливаются ли педали, исправны ли тормоза и т.п. Выбрав байк, подходим к терминалу, вводим номер своего абонемента, затем номер выбранной стойки с байком. Подтверждаем, система говорит нам: «набирайте», и мы можем кататься. Время пошло.

Система оплаты
Если поездка длится менее 30 минут, то она бесплатная, таких поездок может быть хоть сколько в течение дня. Т.е. взяли велосипед и через 30 минут поставили в любом пункте. Лучше заранее посмотреть расположение этих пунктов, чтобы не просрочить время и не платить лишние деньги. Если поездка более длительная, то она тарифицируется. Причем система тарификации такая загробастая)): вторые полчаса стоят один евро, третьи полчаса — два евро, четвертые полчаса — три евро, т.е. за два часа катания с вас снимут 0+1+2+3=6 евро. Дальше больше. Каждые последующие полчаса будут стоить четыре евро. Таким образом, длительные прогулки лучше не совершать, система рассчитана на короткие прогулки — доехать от одной достопримечательности до другой. Может показаться, куда за 30 минут можно уехать, на самом деле парковок в Париже очень много и за это время можно преодолеть существенные расстояния, сэкономив силы и время.
Карты ближайших парковок расположены на самом терминале либо можно скачать приложение Velib (под Android точно есть, наверняка и под др. операционные системы имеется) . Помимо расположения парковок это приложение показывает информацию о наличии на парковках свободных мест (а то приедете, а байк поставить некуда, придется искать другую парковку, а бесплатное время вышло) и байков.

Если сломан велосипед
Если получилось так, что недоглядели и взяли неисправный байк, не паникуем, выжидаем несколько минут, они все равно бесплатные, и только потом возвращаем велосипед в стойку. Дело в том, что система работает медленно, и если взять и сразу вернуть байк, она не сработает, и байк будет считаться невозвращенным со всеми вытекающими последствиями — заблокированные 150 евро вам не вернут. На парковках имеются телефоны службы поддержки, и если вы владеете разговорным английским, то можно попытаться позвонить и объяснить ситуацию. Но это очень сложно — пробовали, знаем. Можно обратиться за помощью к местным жителям, они, как правило, очень отзывчивы.

Приют для рандоннеров (веломарафонцев) в Париже.

Приют для рандоннеров (веломарафонцев) в Париже.

Немного о велосипедах
Велосипеды в Velib городские, тяжелые, большие, впереди корзина, сзади и спереди фонари, можно кататься в темное время, велозамок (не знаю, зачем он нужен, лучше байк просто так не оставлять, а оставлять его на парковке), три скорости (их достаточно для города: в горку, с горки, по ровной местности), никаких ремкомплектов нет. Сиденья регулируются по высоте. Хорошие велосипеды, в общем, самое то для города.

Как работает

Велопарковки имеются только в самом Париже, в ближайших пригородах их нет. Работают терминалы до 9-10 ч вечера, после этого вы не сможете взять байк, но если вы взяли его раньше, то вернуть можете в любое время, просто деньги будут капать.
Велосипедов много в Париже, имеются велодорожки и даже велосветофоры. Часто даже по улице с односторонним движением велосипедист может ехать в противоположном направлении. Водители пропускают велосипедистов, сильно не подрезают, но и самим не надо борзеть, как-то: ездить по загруженным центральным улицам, благо есть множество тихих улочек, где можно на велосипеде проехать.
В общем, велосипед в Париже — хорошая тема)))